Закат жировой косметики

 

Понять косметологов с их рекомендациями относительно обработки чистой влажной кожи, в принципе, можно, так как в большинстве своем они имеют дело с жировыми кремовыми композициями, которые призваны "запирать" воду в коже. Однако все положительные и отрицательные последствия такого "запирания" следует обсудить отдельно.


О жировой косметике или о косметических препаратах на жировой основе говорится много, но, недостаточно. Классическим примером жировой основы кремовых композиций является смесь жира и воды с добавлением эмульгатора (соединяет несоединимые ингредиенты в косметике, например, масло и воду) (обычно ланолина).

В качестве жировой составляющей могут быть разнообразные растительные масла и/или животные жиры в количестве более 20-30% (естественная жировая основа). Широко распространен и другой вариант, когда основа крема состоит из набора химически синтезированных жироподобных веществ - эфиров глицерина и жирных кислот, которые, собственно, и в ходят в составы растительных масел и животных жиров. К такого рода искусственным добавкам следует отнести еще более далекие от природы человека минеральные масла и продукты нефтехимии (включая вазелин, парфюмерное масло, искусственные эмульгаторы, парафин и т.п.). единственным преимуществом жировых основ, включающих искусственные добавки, является их дешевизна.

Рассмотрим такие обыденные представления о коже: кожа "сухая" и кожа "жирная"
Жирная кожа справедливо связывается с повышенной секрецией сальных желез. А вот представление о том, что сухая кожа обязательно связана с недостаточной секрецией этих желез, можно поставить под сомнение. Чаще всего явление сухости кожи возникает не от недостатка жира, а от недостатка влаги. Обычно этот недостаток проявляется у лиц, проживающих в регионах с сухим континентальным климатом (например, в центральных районах России). Именно поэтому большинство практикующих российских косметологов рекомендуют наносить кремы на жировой основе непосредственно после влажной обработки кожи, объясняя это необходимостью "запирания" влаги, а не для того, чтобы кожу сделать более жирной! Фактически слой жирового крема представляет собой непроницаемую или плохо проницаемую для паров воды пленку, состоящую из растительных жиров, масел и ланолина, которая призвана предотвращать испарение воды с поверхности и из внутренних слоев кожи.

Итак, налицо положительное влияние.
При этом, питательная ценность крема и содержащиеся в нем биологические активные добавки могут не играть существенной роли, так как проницаемость влажной кожи в значительной степени понижена.

Существо экспериментов, проведенных Центральной научно-исследовательской лабораторией Новосибирского государственного медицинского института (Шорина Г.Н., Архипов С.А.) заключалось в обработке поверхности кожи водой или желеобразным кремом в течении некоторого времени с последующим нанесением на обработанную кожу флуоресцирующего красителя(например, эозина).

Оказалось, что желеобразный крем обладает отчетливо выраженным защитным действием, снижая скорости проникновения веществ через кожу, обработанную кремом.

Проницаемость сухой кожи оказалась весьма высокой. А вот влажной (обработанной водой), в течении 15 минут после обработки, оставалась с очень низкой проницаемостью. Это наблюдение ставит под сомнение рекомендации большинства косметологов о необходимости нанесения крема на предварительно обработанную водой (влажную) кожу. Действительно, если основной задачей любого эффективного крема, содержащего питательные, витаминизирующие или другие биологически активные добавки, является максимальное проникновение действующих веществ в более глубокие слои кожи, то единственным правильным приемом, будет нанесение косметического средства на достаточно сухую кожу. Или через 15 минут после увлажнения.

Вернемся к начатому. С другой стороны, если пленка жирового крема "запирает" воду (молекулярная масса воды - 18), то, естественно, она может препятствовать дыханию кожу, так как молекулярная масса молекулы кислорода равна 32, а углекислого газа - 44, и выходу наружу продуктов клеточного метаболизма - шлаков типа мочевины (молекулярная масса - 60). Можно полагать, что они (шлаки) будут концентрироваться под масляной пленкой в верхнем слое кожи - эпидермисе и, в результате, развивается "местный токсикоз", угнетая клетки, меняя направления биохимических процессов и, естественно, ускоряя процессы, ведущие к старению кожи. Цивилизованные косметологи давно от них отказались.

Сегодня появляются фирмы, которые, ставят своей задачей и добиваются очень тонкого диспергирования "жиринок" в кремовых композициях, например до 10нм и меньше. Такие частички могут проникать в глубь кожи, но существо их воздействия на кожу не меняется. Следует отметить, что глубокое проникновение мельчайших жировых частичек в кожу может привести к более плотному слою, мешающему прохождению через кожу низкомолекулярных частиц.

На наш взгляд, приведенная логика рассуждений требует отказа от кремовых композиций на жировой основе. Нас не должен смущать многовековой опыт их использования, так как можно привести многочисленные примеры из истории (в том числе и из истории косметических ухищрений) человечества, когда используемые испокон веков приемы оказывались вредными и отбрасывались. Вспомним, например, применение сурьмы в косметике. Справедливости ради следует отметить, что традиции уходят с большим трудом.

 

Как сделать правильный выбор?
В последнее время мы наблюдаем огромное косметическое многообразие на прилавках магазинов и аптек. В глазах рябит от красивых баночек, флакончиков и тюбиков. Душа волнуется от всевозможных запахов.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА КОСМЕТИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ
Рекламные обещания фирм! Просто фантастика!

Я быстро- быстро снова стану молодой (молодым)!.. Забуду про свои морщинки!.. А волосы мои станут, просто, неземными и будут "блестяще" переливаться при легком их встряхивании! А сколько фирм, да каких! Кристиан Диор, Нина Ричи, Л'Ореаль, Проктер энд Гэмбл (качество, которому следует доверять!), а новый Ньювейс, ЭнРич, Гербалайф и Цептер (знакомая нам по посуде) выпускает косметику и др. И в каждой баночке (как утверждает реклама) капелька (частичка) природы, гармония с природой, вдохновение от природы, мягкость из самого сердца растений, совершенные растительные формулы, аромат счастливой жизни, красота от природы и т.д. и т.п.

Как выбрать? В результате специальных исследований установлено, что внешний вид и запах являются определяющими при выборе косметики. Однако, для цивилизованного потребителя не менее важным является направленность действия косметического средства.

Судя по рекламе и предлагаемым описаниям, здесь все в порядке! Нам предлагают быстро похудеть, освободиться от морщин, повысить эластичность кожи, омолодиться и т.д. Чтобы не разочаровываться в сказочных обещаниях и не пожалеть о впустую потраченных средствах, нужно попытаться представить механизм исполнения обещаний производителя косметики или рекламного агентства. Но часто сделать это бывает очень и очень сложно.

Большая часть косметических препаратов не содержит сведений о механизме их действия. Это обстоятельство является первым признаком возможной ошибки.

Вторым признаком, требующим осторожности при выборе косметики, является отсутствие сведений об основных биологически активных добавках, определяющих эффективность действия препарата. Чаще всего используются общие указания о наличии "комплекса биологически активных веществ", "продуктов Мертвого моря" и т.п.

Вообще, отсутствие сведений о составах препаратов - чрезвычайно опасное обстоятельство. Во-первых, это возможные аллергические реакции на их применение. Отсутствие сведений заставляет потребителя действовать древнейшим методом "проб и ошибок". Согласитесь, что это накладно с любой стороны.

Во-вторых, оказывается, что достижение ожидаемых результатов в процессе использования косметического препарата не гарантирует отсутствия неблагоприятных отдаленных последствий.

Не следует забывать о проблеме бактериостатиков, добавляемых в косметические средства для предотвращения роста бактериальной и грибковой микрофлоры. О природе использованных бактериостатиков в рекламных буклетах обычно не сообщается, но любая композиция их содержит. Очень многие фирмы для этих целей используют антибиотики или производные формалина. Результат их воздействия на кожу и организм не трудно представить и предсказать. Очень часто истинная формула бактериостатика скрывается за тривиальным названием.

Что же делать? Как выплыть в этом море красивых, ярких, приятных на вид косметических препаратов и очень привлекательной рекламы? 
Можно сформулировать ряд правил для потребителей косметики: 
- Избегать приобретения препаратов, в описании которых отсутствуют сведения о механизме их действия на кожу и организм.

- Не рисковать в тех случаях, когда в описании препарата не приводится его состав, даже если Ваши знакомые с успехом его применяют (не забывайте о возможных отдаленных последствиях).

- Отдавать предпочтение препаратам, действие которых определяется природными биологически активными добавками.
Помнить о том, что кожа в значительной мере стареет не от того, что ей не хватает питательных веществ, а из-за потери влаги, а также от внутренних особенностей организма и внешних экологических воздействий.

- Жировые кремы - препараты прошлого века - могут использоваться только временно в качестве профилактических средств при патологии (сухая себорея кожи).

- Максимально удерживаться от использования привлекательных средств, обещающих быстро решить Ваши проблемы. Косметология - это не нож хирурга. Сильные воздействия на кожу могут повлечь за собой разбалансирование всего организма.

- Особенно внимательно относитесь к кремам и другим косметическим средствам специального назначения (кремы для рук, кремы для ног и т. п.) - в их состав обычно находятся сильнодействующие химические соединения.

- Соблюдать возрастную концепцию использования косметических средств.

- Строго придерживаться области применения косметических препаратов (только наружное применение), отчетливо понимая, что для препаратов внутреннего применения требуется специальное разрешение и особые системы проверки.

- Повышать уровень своих знаний в области косметологии.

Применение сформулированных выше принципов позволяет потребителю легко исключить из рассмотрения большой процент представленных на прилавках вашего города косметических препаратов. Поэтому постарайтесь не ошибиться при выборе косметики.

 

Директор Научно-производственной лаборатории "ЛН-Косметика" Леснова Н.В.

Написать отзыв

Пожалуйста авторизируйтесь или создайте учетную запись перед тем как написать отзыв